Новые горизонты тяжёлых грузовиков БАЗ

Год назад мы обсуждали тяжёлые грузовики БАЗ, конструкции которых были основаны на разработках Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). Сборка автомобилей идёт на заводе в Шушарах под Санкт-Петербургом — на площадке, ранее использовавшейся для выпуска техники MAN. Изначально проект зародился на Обуховском заводе, принадлежащем корпорации «Алмаз-Антей», но позже было создано отдельное юридическое лицо под названием «Романов» для работы в гражданском направлении. Концепция тяжёлого грузовика с независимой подвеской для всех осей и возможностью передвижения по дорогам общего пользования была разработана в 2021 году. В начале 2022 года начались работы над проектом, которые завершились в 2023 году с выходом на стадию финального ходового макета. В этом году будет запущена сборка моделей на шасси 6х6, включая седельный тягач, самоходный самосвал и бортовую платформу, а также само шасси. Заказчики смогут выбрать из пяти моделей кабин. Согласно заявлению Александра Бредихина, директора департамента маркетинга компании «Романов», в течение трёх лет компания должна достичь объёма продаж в 2000 автомобилей в год. К 2026 году планируется реализация около 600 единиц, что задекларировано в специальном инвестиционном контракте с Минпромторгом. При этом Бредихин отметил, что уже на следующий год число заявок на автомобили превышает производственные возможности компании. Он считает, что общий рынок тяжёлых грузовиков 6х6 в России составляет примерно 6000 автомобилей в год, что делает их планы вполне реалистичными. Сейчас один предсерийный грузовик передан в Газпром для опытной эксплуатации в Ямбурге, расположенном за Полярным кругом. В скором времени к этой модели добавится ещё одна, предназначенная для работы в Краснодарском крае. Предполагается, что через полгода компания получит детальный отчёт о результатах эксплуатации, который поможет подготовиться к тендерам Газпрома. Следующие шаги включают в себя разработку моделей 8х8 и 10х10. По мнению Бредихина, главный плюс модульной конструкции шасси БАЗ заключается в способности добавлять любое количество осей и обеспечивать их унификацию: передняя, средняя, и задняя оси практически одинаковы, что значительно упрощает их обслуживание. Разберём характеристики одной из моделей самосвала (модификации S31A50, S31A51), созданной для перевозки сыпучих и навалочных материалов с возможностью механизированной разгрузки. Кабина имеет каркасную конструкцию из стали и пластика, расстояние между осями может составлять от 3800 до 4800 мм, тогда как полная технически допустимая масса равна 30 тонн. Что касается трансмиссии, то здесь установлен дизельный двигатель ЯМЗ-6531, 6-цилиндровый, с рабочим объёмом 11 122 кубических сантиметра и крутящим моментом 1790 Нм. Коробка передач — ручная, 9-ступенчатая, с сухим однодисковым сцеплением. Уникальной особенностью раздаточной коробки является повышающая передача 0,96 и традиционная пониженная 1,520. На обсуждаемом вопросе о потенциальной необходимости продажи машин с убытками Бредихин ответил неопределённо, что время от времени при запуске любого проекта существуют стадии, когда инвестиции превышают прибыль. Однако по его прогнозам, срок окупаемости составит менее 10 лет, что выглядит вполне многообещающим.