Состояние рынка тяжелых и среднетоннажных автомобилей: отчет из РОАД

В Москве 4 декабря прошла пресс-конференция ассоциации РОАД, на которой обсуждались актуальные вопросы легкого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев указал на серьезные изменения, произошедшие на рынке среднетоннажных автомобилей (MCV) за последние десять лет. С 2016 по 2025 год количество таких автомобилей уменьшилось на 25% - с 2,3 миллионов в 2016 году до 1,727 миллионов сейчас. Важно отметить рост среднего возраста машин, который достиг 28 лет. Многие компании до сих пор используют устаревшие модели, такие как ЗИЛ, особенно в регионах далеко от Москвы. Важные данные о тяжелой технике представил Максим Шишко из "Глобал трак сервис", который сообщил, что доля китайских компаний на рынке сократилась до 53%, тогда как российские производители, наоборот, увеличили свою долю до 38%. При этом общее количество сделок значительно снизилось, и на 2025 год можно прогнозировать лишь 46 тысяч продаж тяжелых грузовиков. Подобные цифры наблюдались только в кризисные годы 2009, 2014 и 2015. Продажи тяжелых грузовиков в этом году составили 125,7 тысячи единиц, однако на данный момент склады наполнены избытком автомобилей, что приводит к снижению цен и отрицательной марже. В результате некоторые компании начинают продавать технику по цене, не покрывающей затраты, чтобы избавиться от складского запаса. А некоторые китайские грузовики, произведенные в соответствии с российскими стандартами, всё ещё находятся в ожидании отгрузки. На фоне этих проблем компании продолжают работать на убыток, вынуждая перевозчиков отказываться от обновления автопар. Объём нереализованных автомобилей на складах достигает внушительных размеров. По итогам конференции эксперты пришли к числу 4 тысяч машин в месяц как к оптимистичному прогнозу для сегмента HCV на будущие годы, что в разы меньше показателей текущего года, составившего 10 тысяч. Улучшение ситуации возможно только при изменении геополитической обстановки. Наиболее крупным игроком на рынке HCV остается КАМАЗ, имеющий 12,6 тысячи продаж и долю в 30,1%. Следом идут Sitrak, Shacman и FAW, значительно отставая российские автопроизводители, такие как Ural и Valdai.